Встретился с очень необычной схемой возбудителя на роторе судового генератора 600кVA. Как правило всегда для защиты диодного моста ставят варистор, а здесь немцы придумали схему на двух тиристорных сборках. См. схему. Предполагаю что в исходном состоянии тиристор сборки 2 открыт и ротор получает питание от 3-х фазного моста. При сбросе нагрузки питание от моста прекращается и на роторе меняется полярность от самоиндукции, ток через ротор уменьшается и тиристор сборки 1 открывается и шунтирует 3-х фазный мост. Далее начинается положительный выброс на обмотке ротора и как дальше действует защита пока не пойму. Буду благодарен если кто объяснит работу защиты этой необычной схемы.
А он точно безщеточный? Как на ротор ток подается? Если с ротора идет выброс противоЭДС, то у неё меняется полярность и она откроет и 1 и 2 сборку. Как влияет соединение УЭ тиристоров между собой ни их же работу не спрашивай - не знаю.
Начну с того, что никогда нельзя верить немецким схемам. Без шуток, серьезно. Есть пара соображений - Такое соединение управляющих электродов тиристоров - равносильно КЗ выхода выпрямителя. Между ними наверняка есть ограничительный резистор (это один из законов схемотехники). В нормальном режиме открыт тиристор цепи ротора. При самоиндукции ротора откроются оба тиристора и зашунтируют его. Интересно - а как подмагничивается генератор при старте ?
Схема самая реальная, не только на бумаге но и на роторе. Никаких резисторов нет. По документации на тиристорную сборку при 10V на управляющем электроде ток электрода 1А, так что КЗ не будет. И рабочее напряжение думаю там меньше 10V, сопротивление обмотки доли ома, провода по 120 мм2.
ерунда. Если ток самоиндукции будет такой величины, что напряжение на зажимах генератора превысит его ЭДС, то диоды в выпрямителе закроются. По мере угасания тока самоиндукции закротеся и диод в сборке 1. К этому моменту начнут открываться диоды в выпрямителе и продолжат дальнейшее закрытие диода в сборке 1. Ток прекратится и тиристору также ничего не останется, как закрыться.
Вся эта схема на роторе и вращается со скоростью 720 RPM. Основная обмотка возбуждения неподвижная, на статоре и питается от AVR (Automatic Voltage Regulator). Когда происходит сброс нагрузки на генераторе, AVR снижает или совсем отключает ток возбуждения и на обмотке ротора начинаются колебания напряжения несколько киловольт которые пробивают мост если нет защиты. Обмотка ротора это большая индуктивность и собственная емкость, готовый колебательный контур. Мост пробивается я думаю когда приходит второй полупериод и + подается встречно на выход моста.
Основная обмотка возбуждения как раз - на роторе. А на статоре - обмотка управления генератором возбуждения.Теперь понятно. Два генератора на одном валу - главный и возбудитель. Тиристоры со встроенными ограничительными резисторами по входу и невысокое рабочее напряжение генератора возбудителя. Тиристоры служат для гарантированного отсутствия тока возбуждения ротора в случае остаточного намагничивания генератора возбудителя. Двухступенчатая схема - обычный стиль немцев. Двухступенчатые пневмо-клапана - вообще ихняя фишка.