Вопрос от новичка: Паяем двухсторонние и односторонние платы

Тема в разделе "Технологии радиолюбителя", создана пользователем Андрей Ипатов, 15 янв 2018.

?

Вопрос к гуру и гикам паяльщикам, кто как делает платы для DIY (дом, квартира без мастерской)

  1. Травим сами кислотой на фольгированном текстолите

    70,0%
  2. рисуем проводящим клеем или другим проводящим лаком-клеем-фломастером-пастой и т.д.

    0 голосов
    0,0%
  3. фрезеруем на фальгированном текстолите

    10,0%
  4. колхозим из проволоки

    20,0%
  5. другой

    10,0%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. Всем спасибо за обсуждение, в ближайшее время про китайский паяльник element создам тему.
    Там и продолжим про пайку. А то получается, тему начали о пайке дорожек, а закончили обзором сдиральников ...
     
  2. ELITE

    ELITE Гик

    сделать за час или ждать месяц?
    да, заводское приятнее, НО!...
    img_20180124_110848[1].jpg img_20180124_125504[1].jpg

    это моя ПЕРВАЯ печатка по технологии ЛУТ
    ширина дорожек 0.2мм,

    перевел утюгом на текстолит с 3й попытки (размеры 10*2.5 см)

    травил в хлорном железе (банка 300 грамм лет 10 назад еще покупал, и всё еще травит хорошо)

    // и да, до этого травил просто в поваренной соли электролизом - качество и скорость травления сравнимы с химией, но цена практически бесплатно (главное с током не перебарщивать - а то отрывает краску )

    //и да, СМД нормально паяются и в ручную... если не слишком много (не тысячами) и размеры больше 0.5мм (0.5мм уже надо паяльник брать маленький, чтото типа на 20 или даже 10Вт с тонким жалом)
     
  3. ELITE

    ELITE Гик

    я такие делал сам както - берем текстолит и канцелярским ножиком отслаиваем фольгу+1 или 2 слоя стеклоткани - гибкость весьма хорошая получается
     
  4. AlexU

    AlexU Гуру

    Хорош "пулю отливать" -- дорожки не менее 0.4 мм. Так понимаю микруха в корпусе SOIC24. То при толщине 0.25 дорожки со свистом будут пролетать между выводов микрухи, ещё и просвет между дорожкой и двумя выводами по бокам будет не менее 0.25.
    Попробуйте на своей плате дорожку между выводов микрухи провести...

    С ЛУТ-ом дорожки менее 0.4 даже не пытался делать, а вот с фоторезистом совсем другой коленкор.
     
    Kamikadze и Airbus нравится это.
  5. Airbus

    Airbus Оракул

    Лут делаю 0.5.На выходе получается тоньше подтравливает все таки.А для обозначения контура плат 0.3 Контур не всегда хорошо подучается стравливает местами но там четкий рисунок и не нужен главное увидеть где резать.Травлю солью с Купоросом.
     
  6. ELITE

    ELITE Гик

    лутом менее 0.2 тяжело, а 0.4 вообще не проблема
    и собственно они и проходят... просто у меня в разводке это не сделано было, сделаны более широкие площадки на пайку - повторяю, это моя первая плата по ЛУТу

    также при переносе идет расплывание тонера немного - да, немного больше, дорожки 0.31 и 0.31 между ними
    после травления и лужения дорожки вышло 0.35 примерно

    но вот вторая платка - тут честные 0.2мм дорожки, хотя и между ними уже больше расстояние
    20180228_151845.jpg

    а контур плат я ставлю 0 при печати - при травлении остается рваная полоса тоньше волоса... наверно 0.05мм
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2018
  7. sslobodyan

    sslobodyan Гик

    Вопрос к ТС.
    Почему в опросе не присутствуют варианты пайки на макетках? Причем макетки ведь тоже разные есть: просто отверстия, отверстия с дорожками (требуют рассверливания). Да и вариант заказа в Китае тоже не плох - сам так иногда делаю.
    То, что у Вас получилась платка с 0.2 ЛУТом - просто отличный результат, который говорит о: 1) прямоте рук, 2) удачному попаданию в температуру-нажим 3) небольшом размере платки 4) правильному расположению звезд. Не скрою, иногда и у меня на мелких платках 0.2 прокатывало, но чаще был брак. Поэтому перешел на китайский дешевый фоторезист. Сравнительно с ЛУТом эта технология дороже на 1) УФ лампу за 3 бакса, 2) пачку соды либо тюбик клея за полбакса, 3) рулончик фоторезиста за 2 бакса 0.3 квадратных метра. Фотошаблон лазерником на кальке - почти бесплатно. Фоторезист накатываю мокрым способом с помощью пластиковой карточки, затем подсушиваю в книге и прогреваю сильно теплым (не горячим) утюгом. Все, больше никаких военных технологий и спецоборудования. Результат радует намного чаще, чем ЛУТ. И еще один плюс - сверлю отверстия на ЧПУ до поклейки резиста, а затем очень удобно выставлять по ним фотошаблон.
     
  8. ELITE

    ELITE Гик

    спасибо.

    для разового и редкого изготовления платн не большого размера - лут однозначно вне конкуренции
    с лутом сложности возникают если плата более 10*10см....
    фоторезист подходит для не массового но регулярного изготовления и дороже
    а с шаблонами вообще беда - если не москва - то порой вообще нет в городе нигде возможности сделать нормальный шаблон - а значит это покупка УФ прозрачной пленки для печати под лазерник для шаблона - а это еще + цене....
     
  9. sslobodyan

    sslobodyan Гик

    Повторюсь - фотошаблон печатаю лазерником на кальке. Затем черню прогревом около 160С. Я грею паяльным феном, но можно и в духовку положить тонером вверх. Часто встречаю советы чернить уплотняющими пшикалками, но сам не пробовал. Ровно как и чернение путем помещения шаблона в банку с подогреваемым ацетоном. Типографских фотошаблонов никогда не использовал, как и отпечатанных на прозрачных пленках - дороже кальки плюс заморочливее.
     
  10. alp69

    alp69 Гик

    Прочитал про чернение паяльным феном и возникла идея для ЛУТ'а. Если кальку с отпечатанным шаблоном поместить на текстолит и прижать, допустим стеклом. А затем греть феном. Это же и контролируемая температура, и равномерный прижим, чего утюгом не сделать. Да и видно будет когда дорожки начнут "плыть".
    Надо будет попробовать...
     
  11. ELITE

    ELITE Гик

    вообще для лута хорошо подходят утюги СССР, в него ставится термореле на 230 градусов (100руб)
    а греть через силиконовую термопрокладку толщиной 1мм - она дает равномерный нажим по всей площади сделать
    но и так, больше 10*10 см уже сложно очень тонкие дорожки делать

    еще лут делают ламинатором (которые самые мощные для 250й пленки) - они какраз греют порядка 200-210 градусов

    ну и технология переноса расстворителем тоже не надо отметать - она быстрая но сложно делать тонкие ровные линии (менее 1мм)
     
    Последнее редактирование: 5 мар 2018
    mcureenab нравится это.
  12. AlexU

    AlexU Гуру

    Сделайте нормальную УФ установку и чернить ни чего не надо будет (по крайней мере для фоторезиста). "Нормальная" -- это когда засветка фоторезиста производится не более, чем за 20 сек.
    Некоторые кладут в духовой шкаф... Некоторые вместо утюга используют ацетон (ЛУТ без У или без нагрева) -- вроде как говорят, что даже лучше, чем с утюгом.
    Плёнка Lomond 50л для лазерника -- 600 руб. Фоторезист ПФ-ВЩ-50 300х1000 -- 500 руб. Однокомпонентная УФ маска -- 100 руб. В итоге в домашних условиях на выходе получаем платы, которые не стыдно показать другим.
     
  13. ELITE

    ELITE Гик

    а можно подробно расписать модели, где покапаете, как делаете для получения высокого качества плат
     
  14. AlexU

    AlexU Гуру

    Плёнка:
    https://www.citilink.ru/catalog/computers_and_notebooks/monitors_and_office/papers/29406/
    Фоторезист:
    https://www.chipdip.ru/product0/9000033471
    УФ маска (сейчас чуток дороже):
    https://ru.aliexpress.com/item/Free...32715803534.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.aiwkAs
    На счёт как делаю, то процесс изготовления с помощью фоторезиста описан уже вдоль и поперёк, повторятся смысла не вижу. Сам учился по статьям пользователя 'evsi' на сайте http://we.easyelectronics.ru/my/evsi/.
    На счёт "высокого качества" -- это Вы придумали -- моя мысль была в том, что с защитной маской платы выглядят более качественней, чем просто лужёные. Правда пока есть проблемы с нанесением защитной маски -- нет стабильного результата.